Домой Нота, длительность, нотный стан Знаки сокращения нотного письма
Знаки сокращения нотного письма

Для упрощения и сокращения нотного письма применяется ряд знаков:
а) Знак переноса на октаву выше или на октаву ниже написанной музыки, для избежания большого количества добавочных линий, усложняющих читку нот.
Например:

Перенос на октаву вверх или вниз прекращается там, где кончается пунктир.
б) Знак повторения — реприза — употребляется при повторении какой-либо части произведения или всего, обычно небольшого, произведения, например народной песни.


Если при повторении конец данной части или всего произведения меняется, то над изменяющимися тактами ставится квадратная скобка. Следом за ними пишутся такты, исполняющиеся при повторении, над которыми также ставится квадратная скобка. Под скобками ставят обозначения: 1. и 2., что значит — первая вольта и вторая вольта, то есть для первого раза и для второго раза.
Например:

в) Если в произведениях, написанных в трехчастной форме, третья часть, являющаяся буквальным повторением первой части, не выписывается, то взамен этого в конце второй части пишут: Da capo al fine, что значит — с начала до слова конец, а в конце первой части пишут слово — Fine (конец).
Если первая часть повторяется не с самого начала, то над тем тактом, с которого должно начаться повторение, ставят знак: i? (segno ), а в конце второй части пишут: Dal segno al fine, что значит: от знака (сенио) до конца.
При переходе к заключению раньше окончания всей повторяемой части пишут: Da capo al segno poi coda, что значит: сi
начала до знака, потом кода. Слово кода означает заключение.
г) При повторении какого-либо такта один или несколько раз подряд пишут знак:

Например:

д) При повторении какой-либо мелодической фигуры в одном такте один или несколько раз ее не выписывают, а заменяют чертами, соответствующими ребрам длительностей.
Например:

е) Повторяющийся звук или аккорд обозначается следующим образом:

ж) Тремоло (tremolo) — быстрое, равномерное, многократное чередование двух звуков или созвучий—пишется следующим образом:
При повторяющемся звуке в тремоло общая длительность предполагаемой фигуры обозначается соответствующей нотой, а черточки обозначают, какими длительностями должна быть исполнена фигура.
з) Для удвоения данного звука в октаву пишут над или под нотой цифру 8 — это значит, что данный звук следует удвоить в октаву.
Например:

При сплошных удвоениях в октаву пишется: all' 8va — удвоения вверх и all' 8va bassa — удвоения вниз.