Тональность, мажорные тональности

Натуральный мажорный лад может быть построен от любой ступени (как основной, так и производной) музыкального звукоряда (при условии сохранения в нем той системы расположения ступеней, которая была описана в предыдущем параграфе).
Высота, на которой расположен лад, называется тональностью. Название тональности происходит от названия звука, принятого за тонику. Название тональности составляется из обозначений тоники и лада, то есть слова мажор.
Например:
До мажор или C-dur (по буквенной системе);
Соль мажор или G-dur и т. д.
Dur, по-латински, означает твердый.
Тональность мажорного лада, построенная от звука до, называется До мажор. В. ее состав входят все основные ступени музыкального звукоряда. Строение этой тональности было приведено выше как пример мажорного лада.
В состав тональностей мажорного лада, построенных от других ступеней музыкального звукоряда, входят и производные ступени. Количество их в каждой тональности различно. В некоторых мажорных тональностях применяются только повышенные ступени; для их обозначения требуется соответствующее количество диезов. В других тональностях — пониженные ступени; для их обозначения требуется соответствующее количество бемолей. Поэтому мажорные тональности, в обозначении которых имеются знаки альтерации, делятся на диезные и бемольные.
В музыкальной практике употребляются семь диезных и семь бемольных тональностей. Знаки альтерации в этих тональностях пишутся при ключе и называются ключевыми знаками.
Тональности, отличающиеся друг от друга одним ключевым знаком, являются родственными тональностями ввиду того, что в их составе шесть общих звуков. Родственной диезной тональностью До мажора является Соль мажор. Ее первая ступень находится чистой квинтой выше тоники До мажора:


На VII ступень гаммы Соль мажор приходится первый диез — фа#:

В данном примере тоникой является звук соль. Появление фа-диеза вызвано необходимостью образования восходящего вводного звука: фа# — соль, так как между VII и I ступенями должна быть м. 2 (1/2 т.).
Чистой квинтой выше Соль мажора находится тональность Ре мажор:

На VII ступень Ре мажора приходится второй по счету диез — до#:


Далее, если брать за основу каждой новой гаммы пятую ступень предыдущей тональности, то постепенно мы получим все диезные мажорные тональности. В каждой из них будет возникать новый ключевой знак —диез, приходящийся на VII ступень гаммы, и так последовательно до семи знаков. Тональность с семью знаками предельная, так как все звуки, входящие в нее, являются производными ступенями. Все диезы пишутся при ключе в том порядке, в котором они прибавляются в тональностях, при условии расположения их по чистым квинтам вверх.
Расположение всех диезных тональностей в порядке родства дает следующий ряд мажорных диезных тональностей:

Порядок расположения бемольных мажорных тональностей на основе родства возникает таким же путем, но только вниз по чистым квинтам.
Родственной бемольной тональностью До мажору является Фа мажор. Первая ступень Фа мажора находится чистой квинтой ниже тоники До мажора и приходится на ее IV ступень (субдоминанту):

Далее, если последовательно строить чистую квинту вниз от тоники предыдущей тональности и брать ее за основу новой тональности, то постепенно мы получим все бемольные мажорные тональности.
В каждой бемольной тональности новый (очередной) ключевой знак—-бемоль (b) приходится на четвертую ступень, гаммы.
Расположение всех бемольных тональностей в порядке родства дает следующий ряд мажорных бемольных тональностей:

Мажорные тональности с пятью, шестью и семью диезами энгармонически равны каждая одной бемольной тональности, из числа тональностей от пяти до семи бемолей, и наоборот.

продам раздвижной манекен на маркете
загрузка...